Характеристики поведения, в основе которого лежит мотив "власть".
Сначала надо сказать, что способы, которые выбирает ребёнок, чтобы достичь своей цели, при разных мотивах могут быть одинаковыми. Например, плач, им ребёнок может привлекать внимание, мстить или утверждать свою власть, а также плакать перед страхом неудачи.
Поэтому многие тактики при властолюбивом поведении схожи с тактиками других трёх мотивов: плач, истерика, переговаривание, препирания, медлительность при выполнении заданий...
Также существует активная и пассивная формы.
Активная форма. Вспышки гнева, истерики. Типичный пример - сцена в магазине. Катающийся по полу и визжащий (или просто визжащий) ребёнок. Припадки не скрываются, ребёнок активно их демонстрирует. Зачем? Для манипулирования взрослыми.
НездорОво воспитывать ребёнка с помощью манипулирования - угроз и посулов. Но и собой манипулировать нельзя позволять.
Обычно активную форму- истерики - используют дети младшего возраста. У моих воспитанников с серьёзными личностными нарушениями мы наблюдаем картины припадков регулярно и у 12-ти- и 13-тилетних детей.
Словесное негодование, оскорбления. "Не хочу-не буду-не желаю".
Либо - "синдром адвоката". Например, ребёнок отказывается что-то делать, объясняя своё поведение нелогичными доводами. "Можно я не буду собирать игрушки, потому что тогда я не успею посмотреть мультик перед сном".
Пассивная форма. Чаще используется детьми старшего возраста, подростками.
Избегают сцен, открыто не конфликтуют. Просто тихое непослушание.
"Я забыл"
"Мне было лень"
"Я плохо себя чувствую"
"Не умею"
QUOTE |
Если посмотреть на пассивное властолюбие трезво то надо признать, что такие дети просто лгут. Но ложь – это громкое слово, отягченное осуждающим смыслом. Особенно если мы применяем его к детям. Поэтому мы будем говорить о масках или оправданиях, как средствах, которые ученик использует для достижения власти. |
Кривцова "Учитель и проблемы дисциплины".
Часто, чтобы определить, каков мотив ребёнка в том или ином случае, нужно прислушаться к себе. Учитесь этому.

Два признака мотива "власть":
1. Ваша эмоциональная реакция: негодование, гнев - и естественная реакция: встряхнуть, шлёпнуть и т. д. - применить физическую силу, чтобы прекратить неугодное поведение.
2. Реакция ребёнка. Выходка не прекращается. Ребёнок каким-либо способом (словесно или поведением) говорит: "Ты мне ничего не сделаешь!" И это правда. (Многим родителям, да любому взрослому - мои студенты после этой моё фразы начинают активно возмущаться

Причина властолюбивого поведения.
Всё больше и больше детей демонстрирует теперь властолюбивое поведение. Почему?
1.
QUOTE |
<...>современные социальные отношения. Если раньше отношения господства-подчинения были понятными и обоснованными экономически (муж содержал жену и был главой дома, наниматель мог уволить строптивого подчиненного), то при демократизации общества все возжелали равных прав. Эмансипация женщины и завоеванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребенка отчетливо и ясно. <...> Фактически в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться. |
2. Мода на сильную личность. Герой нашего времени - борец, победитель, сильная личность. Но дети ещё не понимают, что истинная личностная сила - владение собой. "Умейте властвовать собой..." Власть человека должна выражаться в первую очередь во власти над своим характером, слабостями. Для детей - власть над другими. И они самоутверждаются за счёт окружающих.
Сильные стороны властолюбивого поведения:
-независимое мышление (такого ребёнка трудно сделать марионеткой в руках другого, они сами хотят думать, принимать решения - это предпосылки для формирования здоровой личности);
-лидерские качества;
-честолюбие.
Профилактика.
1. Избегайте прямой конфронтации, не позволяйте втянуть себя в борьбу за власть!
2. Позволяйте ребёнку проявлять власть, принимать решения самому - в допустимых пределах.
На самом деле, мне кажется, что рецепт "сглаживания" ситуации есть. Должен быть "третий", который задает некую отличную модель поведения. Т е если мама говорит ребенку: сделай, пожалуйста.. отец показывает свою готовность сделать то же самое.. уважение, одним словом.. Работает и в обратную сторону..
Конечно, хорошо, когда есть положительная модель, пример.