Самая сложная ситуация. Если в случае с местью ситуация тяжела возникающим спектром эмоций, которые мы привыкли называть "негативными" и которые действительно очень тяжело переварить, пережить, то в данном случае... в данном случае... речь идёт о чём-то большем, чем просто асоциальное поведение. Тут дело уже не в поведении. Ребёнок, который часто руководствуется этим мотивом, скорее всего имеет уже достаточно серьёзные нарушения в личности, характера. Работать с таким ребёнком должен уже ряд специалистов. И достаточно плотно. Речь идёт о патологически низкой самооценке.
В большей степени такой запущенный случай характерен для детей из неблагополучных семей, детских домов, ярых фанатов раннего и не очень развития... Девочки, внимание! Предостерегаю вас от обид или ещё хлеще - паники. Я пишу именно о фанатах-фанатах. Если ваше дитё ходит два раза в неделю на развивалку и вы вдруг находите у него признаки такой мотивации как избегание неудач, это ещё не значит, что это прямым образом тесно связано. Вы можете найти такие признаки даже и у себя. Мы все время от времени "ведём себя плохо", а в основе этого у нас лежит... один из четырёх мотивов.
Так что сохраняем хладнокровие и читаем дальше.
В общем, по порядку...
Деструктивное поведение, связанное с избеганем неудач, часто трудно "диагностируется". Особенно это касается больших коллективов: детских садов, школьных классов... За своим-то родным дитём заметить легче, чем за 10-20-25-ю чужими. Такие дети редко являются нарушителями дисциплины в привычном смысле. Напротив, они постараются сделать всё, чтобы остаться незаметными, чтобы их не вызвали, не спросили, не назначили. Учителям такие ученики "более выгодны" - по крайней мере не бузят, не срывают уроки. Проблема в том, что такие дети вообще никак не взаимодействуют с окружающими - учителями, сверстниками. Это если речь идёт о том, что ребёнок избегает неудачи в школе. Дома он может быть абсолютно адекватным. Или наоборот. Или избегать неудач и там и там.
Активная форма поведения.
Крайне редка в данном случае.
Исключение составляет ситуация, когда ребёнок в порыве отчаяния с помощью припадка пытается спрятаться от воображаемой или реальной неудачи. Он готов на что угодно: кричать, ругаться, плакать, лишь бы отвлечься от промаха.
Пассивная форма.
Откладывание на потом.
Ребёнок тянет до последнего момента, целый день откладывая "на потом", садится за уроки лишь в последний момент. Получив за плохо выполненную работу низкую оценку, он говорит себе, что сделал бы всё "на отлично", если бы начал делать раньше.
Возможно, раньше он уже пробовал делать уроки вовремя, но результаты были не такими уж хорошими, как можно было ожидать. Обжёгшись таким образом несколько раз, ребёнок переходит к тактике "на потом". Ибо лучше прослыть ленивым (не умеющим распределить своё время, неорганизованным) и умным, чем старательным, но тупым.
Недоведение до конца.
Недоделано - значит не может быть оценено. Даже получая "пару" за недописанное сочинение, ученик может утешаться тем, что "работа на самом деле очень хорошая и он получил бы "пять", если бы закончил её".
Временная "потеря трудоспособности".
Наградив меня средненькими способностями к умственным занятиям, с которыми я более менее успешно справлялась, Бог почему-то напрочь лишил меня спортивных талантов. Когда подходило время физкультуры, у меня начинала болеть голова, зубы, руки, ноги, живот... Всё чудеснейшим образом проходило с "проходом" физкультуры. Психосоматика, будь она не ладна.
Официальные диагнозы.
Официальные медицинские диагнозы - прекрасное прикрытие для тех, кто стремится избежать неудачи. Это, как и выше, не симуляция, "пациент" сам свято верит в то, что он болен и оэтому "не может". Порою и специалисту трудно определить в таих случаях, есть проблема или нет.
Иногда имея небольшо дефект (например, речи), ребёнок стремиться преувеличить его, чтобы выглядеть в глазах учителя более несостоятельным, чем есть.
Те дети, которые действительно нуждаются в специальном обучении должны постоянно слышать от педагогов и родителей: "Ты сможешь! У тебя получится!" Растёт самоуважение - пропадают некоторые из официальных диагнозов.
потом истчё
- Главная
- Блоги
- Alea jacta est
- Мотив 4-ый: Избегание неудач.
26 октября 2011
Да и в своих детях (и себе) вижу то же самое. Порой приходится пинать что есть силы или тихо, ласково уговаривать "ты это можешь, все получится...."
Поддержка и ободрение, поддержка и ободрение...