Реакция взрослого.
Также небходимо прислушаться к своим чвствам/ощущениям, они помогут.
Первы признак - эмоции. Чувство беспомощности (в случае педагога ещё и чувство своей профессионально несостоятельности). Печаль, тоска, огорчение, чувство проигрыша, поражения.
Второй признак - первый импульс. Один из них - оправдаться диагнозом, показать ребёнка врачу, психологу. Второй - оставить в покое.
Реакция ученика.
Ребёнок попадает в зависимое положение от взрослого. Он понимает, что не может справится сам, ждёт помощи о взрослого. Взрослый начинает всё делать ЗА ребёнка. Возникает замкнутый круг: чем больше взрослый делает за ребёнка, тем меньше ребёнок пытается делать сам, тем больше взрослый берёт на себя и т. д.
Природа возникновения избегания неудач.
Отношение по типу "красного карандаша". Что это означает? В нашей культуре принято постоянно одёргивать и поправлять детей, указывать им на их ошибки. Считается, что так они начнут их исправлть. На самом деле даже маленький ребёнок понимает, что если у него что-то не получается, значит, он делает что-то неправильно. Чтобы появился стимул делать что-то, пробовать свои силы в этом и дальше, нужно указать не на то, что делается не так, а на то, что удаётся.
Задёрганный замечаниями ребёнок скоро совсем перестанет пытаться что-либо делать. Зачем? Ведь всё время всё получается "не так".
Неоправданно высокие ожидания.
Если учителя или родители предъявляют к ребёнку необоснованно высокие требования, ждут только "пятёрок", только "первых мест", не исключенно, что скоро они столкнутся с избеганием неудач. Понимая, что он не может быть "всегда на высоте", ребёнок перестанет предпринимать попытки чего-либо достичь. Опять же - лучше прослыть ленивым, чем тупым.
Перфекционизм. Требование от себя совершенства.
Ребёнок не верит, что ошибка - нормальная часть любого обучения, процесса освоения чего-то нового, для него это трагедия. Там где он гарантировано не сможет достичь высоких результатов, он и не попытается что-то сделать.
Упор на соревнование.
Многие учител устраивают соревнования между учениами по своим предметам. Для их же блага - во взрослой жезни им-де придётся состзаться с другими за рабочее место, зарплату и т. д. При этом упускается из виду то, что соревнования в школьной и взрослой жизни отличаются по одному принципу, и весьма значительному. Если я работаю с детьми, я занимаюсь этим постоянно, я читаю и изучаю литературу по этому вопросу, посещаю дополнительные зантия... Но мне в голову не придёт идти и соревноваться с нашим кантором в игре на органе или с бухгалтером - в планировании бюджета. В то время как несчастные дети вовлечены в соревнования по музыке, мтематике, рисованию, литературе и биологии. На протяжении 11-ти лет. И они не имеют права сказать: "Я хорош в английском, оэтому я буду делать то, что у меня хорошо получается - переводить на русский английскую литературу. И я прощу себе не высокие баллы в математике".
- Главная
- Блоги
- Alea jacta est
- Мотив 4-ый: Избегание неудач. Продолжение.
27 октября 2011
Вот это наш случай. Понимаю, что сама виновата во многом. Всё казалось, что успеет ещё научиться одеваться самостоятельно, ещё каким-то навыкам и делала за неё всё. А теперь ребёнок ничего не хочет сам делать. Говорит- лучше ты одень, или застегни.
Нет, если она просила сама, я позволяла и помогала. Но мой ребёнок почему-то миновал эту стадию "я сам". Я всё ждала-ждала, а нет. Теперь приходится уговаривать и заставлять даже делать всё самой. Но не хочет, и всё продвигается очень медленно, с трудом. Надо было раньше начинать приучать к самостоятельности наверное..