10 мая 2018
в Сливкина

Много напишу. Не знаю,будет ли кто читать, но это больше для себя,чтобы не забыть.

Снова ходили с мамой на Бессмертный полк. Такое невероятное ощущение,когда движешься с этой огромной живой рекой. Чувствуется единство и сплоченность. Пока стояла в коробках, рассматривала рядом стоящих людей, точнее их таблички. У кого одна, а у кого сразу 8. И все молодые,красивые, лица вроде улыбающиеся, но глаза грустные, взгляд задумчивый. Стоишь и думаешь,а что же с ним случилось, где погиб, а вот эта сестричка...как она? где она?, а вот фото 80х, значит выжил, значит прошел до конца, представляю,как радовалась его семья,когда он вернулся.
Мой дедушка был из семьи,где было 4ро детей. Он самый младший. На момент начала войны ему было 6, а старшему Саше 16. Приписал год, ушел в учебку,а потом прямиком из Кемерово эшелоном переброшен в Украину, оттуда Курск, потом Псковская область, в самое пекло. Он был танкистом. Получил ранение в голову,умер в госпитале.Похоронен в д.Луни Псковской области. Имеет медаль "За Отвагу". Судя по дате смерти, медаль он получил уже посмертно, за отвагу,проявленную в последнем бою.
Пока уезжал из дому,мать в ноги бросалась,чувствовала. Дедушка говорит она по сто поклонов лбом отбивала, так верила,что Бог поможет. А как пришла похоронка,сожгла все иконы и выбросила все церковное из дому.
В Сибири был страшный голод, уехали в Астраханскую область, жили в какой-то землянке. Отец семейства дед Гриша работал на железной дороге,его не видели несколько лет дома. Баба Матрена была одна с тремя детьми. От голода все заболели брюшным тифом, а в это время в город пришли немцы. Я не знаю,как они вообще выжили, деда говорил,что ели траву,кузнечиков,комаров, вообще все что можно было ели.Рассказывал о том,как издевались немцы,по детям стреляли ради забавы, едой приманивали,а потом избивали. Дедушке лицо прижгли железкой какой-то, у него шрам от виска и по подбородка, прям на поллица. Сестру старшую немцы угнали к себе, она пропала без вести. Осталось двое Леня и Толя, оба умерли в 2015 году.

Бабушка тоже была ребенком. Она 38 года. Немцы оккупировали Ставрополье. Рассказывала,что к ним ходил один ганс, приносил яичный порошок и шоколад в обмен на то,чтобы бабушка (прабабушка точнее) ему стирала. Приходил ночью,чтобы свои не видели.Говорил,что он не хочет войны, но их заставляют, иначе убьют семью. Называл ее матка и плакал.
И еще рассказывала такую историю. Может кто был в МинВодах, там у нас почитают святого Феодосия. Так вот этот Феодосий жил на одной улице с бабушкой моей Надей, на улице Озерной. Тогда он еще не старый был, а средних лет. Говорит выйдет на улицу и всех детей такой птичкой-свирестелкой зовет, в которую воду наливают. Дети прибегут, а он конфеты вытаскивает из кармана и как дождь на всех раскидывает. Где он их брал не понятно, и никто его из гансов не трогал.
Вот тебе и немцы.


А еще в этом году я узнала историю Толиного дедушки Плех Сергея.
Скопирую прямо его слова. Лучше не напишешь.

В 1941 году меня забрали в армию. Служил в саперном батальоне. В наши обязанности в летний период 1941 года входило строительство оборонительных сооружений на территории красивейшего парка культуры и отдыха Гомеля. Мы копали окопы, строили бомбоубежища для защиты мирного населения города от налетов немецких бомбардировщиков. Далее нас перебросили в Черниговскую область на территорию Украины. Там на реке Десна строили временные мосты для обеспечения отступления Советских войск. Там же, в сентябре 1941 года, в результате окружения мы, имевшие на вооружении только пилы, топоры и лопаты, были пленены гитлеровскими войсками. В плен попали 5000 солдат. Я был контужен от разрыва снаряда, в результате чего потерял слух на правое ухо и передние зубы. Нас несколько суток без питания и мед.помощи везли на оккупированную немцами территорию в Гродно. В результате несколько сотен пленных погибли в дороге.В течении зимы 1941-1942 годов в плену в Гродно погибли 27 000 из 30000 пленных солдат. Затем нас пешком погнали в Германию в город Гольден, который находился в 40 км от немецко-польской границы, на территории оккупированной немцами Польши.Около 150 человек,угнанных из Полесской области белоруссов до весны 1942 года строили насыпь железнодорожного полотна, укладывали шпалы и рельсы.Местность по которой укладывали дорогу была торфяной. Толщина торфа достигала 10 метров. В результате провалов дорогу часто приходилось перекладывать. Руководил работами немецкий предприниматель Роберт Рихтер. Нечеловеческими усилиями мы проложили около 10 км железнодорожного полотна. Осенью 1942 года нас около 40 человек направили по железной дороге в город Кенигсберг. По прибытию разместили в городском жилкомхозе. Жили мы в неотапливаемых гаражах для грузовых автомобилей. Помимо нас там размещалось еще 100 человек. Помню, что мне дали номер 87 и на верхней одежде нанесли надпись "OST@
Работали мы на валке леса, уборке деревьев после бомбежек, очистке улиц города от мусора. Иногда нас привлекали на работы в город Кранц и Раушен. В конце 1944 года нас перебросили в город Ноймюнстер, где мы постоянно восстанавливали железную дорогу после бомбежек. Нашими силами немцы обеспечивали движение поездов с Запада на Восток. К сожалению в плену мы испытали самое бесчеловечное отношение к нам арийских надзирателей. Смерть поджидала каждого из нас постоянно от голода, холода и болезней.Многих,решившихся бежать из плена расстреляли. Да и куда бежать, если если вокруг немцы? Освободили нас только 3 мая 1945 года английские войска. Через месяц нас передали советским войскам.Далее меня направили работать на зерносклад в город Гримен, а затем, через 2 недели, в город Райхенбах(нынешняя территория Польши - город Бержонев). После войны на мельнице Гильберт Мюлле в городе Райхенбахе (Нижняя Силезия) я проработал 4 года в качестве заведующего зернохранилища. Хорошие воспоминания у меня остались от немецкого инженера Винтека и его дочери Герды. Я в то время практически изучил разговорную немецкую речь.
В 1948 году я уволился из зерносклада и прибыл в республику Беларусь, где работал в качестве бухгалтера в лесничестве, затем в колхозе в Гомельской области.
Позже мне присвоили Орден Отечественной Войны II степени.

Живу с мужем почти 14 лет, а эту историю узнала только в этом году.

Куда не ткни,а эта война затронула каждую семью.
Пусть будет мир на земле, не хочу,чтобы наши дети и мы участвовали в каких-то войнах.


Последние комментарии Комментарии 7
Изумрудинка
Ты права в каждой семье такие страшные истории....(


YLIAH
10 мая 2018
YLIAH
Спасибо за свои истории. Это тоже память...


Машуня_я
10 мая 2018
Машуня_я
Очень хорошо что есть такие истории. Это память. И она бесценна


Солнушок
10 мая 2018
Солнушок
flower.gif
спасибо, что поделилась!

У меня бабушка и дедушка по папиной линии умерли, когда я еще была ребенком. и бабушка по маминой тоже, а дедушка, 1925 г.р - ветеран войны, с орденами, умер в 2015м...но никогда ничего не рассказывал про то время sad.gif
расспрошу теперь родителей, а знают ли они что-то


10 мая 2018
Симка
Спасибо!
Такие воспоминания обязательно надо записывать.



ЛенаМ
10 мая 2018
ЛенаМ
Да,Эта память бесценна. И она должна жить в наших сердцах,пусть даже другие говорят,что той страны нет,что нет нужды в этой памяти.


Асият
10 мая 2018
Асият
Моя прабабушка на том же Ставрополье гоняла немца лопатой, а то он последних кур хотел забрать, а ей детей кормить нечем было. У нас по маминой линии на фронт ушли четверо, а вернулся только мой дед.