когда умерла свекровь отдельной мыслью была думка как сказать детям. Понятнее всего было с 2хлеткой, с 4хлетним племянником как то тоже - бабушка в больнице - возможность на его последнем воспоминании долго держаться. и мой 5летка, с достаточно хорошей памятью. Как объяснить?! как правильно преподнести?! доступно?!
мы не жили вместе. бабушка приходила к нам или мы к ним или встречались на даче. Память ребенка тренировалась такими вот перерывами между встречами. И все равно он знал, что может прийти бабушка, а если молчать, то придет тетя с дв.братом и он спросит "а где бабушка?"
дело было утром. Сын спросил что то про "зачем есть кашу?" "что будет хорошо работать" - примерно такая тема. Я стала что то отвечать и сказала "сердечко", или сам ребенок и он мне выдает "Мама, а ты знаешь, когда сердечко не работает, человек умирает?! Нам в садике рассказывали"
Быстро доварив кашу, я повернулась к нему и сказала про бабушку. Что она болела, очень сильно, сердечко остановилось и бабушка теперь к нам не придет. Вывод, что он знает, что такое "умирать" я сделала, но старалась не говорить часто. Сказала ,что мы бабушку не увидим, только если она нам присниться. А бабушка очень нас любит и всегда за нами присматривает с облачков.
ребенок ушел. а потом спрашивает "а бабушка больше не болеет, кто ее вылечил?" "Ангелы, они на небе летают и помогают"
в какой то момент мальчишка мой сказал "мама, ты такие страшные вещи говоришь!". я его обняла, сама уже расплакалась и успокоилась и призналась, "да, страшно. но такое бывает. бабушка сейчас не болеет и очень очень нас любит, и мы ее очень любим"
больше разговор не повторялся...
а я думала, что ребенок под впечатлением расскажет папе. предупредила мужа - чтобы был готов сдержаться. но нет.
месяца через полтора моя мама стала Игорешку спрашивать о родственных связях, типа кто чья мама, сколько у тебя бабушек, сколько у нее внуков и внучек - ну такая образовательная беседа у них вышла. В процессе он ей говорит "а знаешь, а бабушка Таня на небесах живет" я не знаю, что еще он пояснил - но вспомнил, к месту, и именно эту версию.
Когда я с детьми шла на поминальный обед в квартиру к золовке, я по пути пояснила старшему ребенку куда мы идем, с какой целью - мол там не весело, печальный повод, как могла; он стал спрашивать кто там будет, на слов "бабушка" (а моя мама должна была прийти) он припомнил, что бабушки уже нет. а потом, около магазина стал мне рассказывать, как мы такси вызывали и кто что сказал, а потом сюда пришли - реальные события, которые произошли 21 августа, мы приходили к свекрови на ДР золовки и уезжали на такси, которое не пришло - не скучно уезжали. и в рассказе сказал "потом бабушка, - запнулся, не зная как сказать - бабушка была еще..."
вы знаете, я знала что 5 лет это и много и мало. Мне приятно, что я смогла объяснить ему, что произошло. Я поняла как он усвоил. И еще он не болтает на эту тему везде, относиться к ней сам аккуратно.
я открыла некоторые качества ребенка для себя и восхитилась им.
И он долго будет помнит бабушку Таню, по фотографиям, по брату, по даче. Память у него такая.
и версия про облака - она помогает и нам, взрослым, представлять легче.
30 октября 2013
умничка мальчик .
у нас Владик тему смерти как то сам раскрыл, с помощью мультика "жизнь с Луи". Там много версий было озвучено куда попадают люди после смерти, так вот, нашему ребенку больше всего понравилась тема с реинкарнацией, ну а я просто не стала его разубеждать... да что там, мне самой эта версия очень нравится
А ты все хорошо разъяснила, доступно.