04 октября 2011
в Alea jacta est

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

Когда ребёнок ощущает, что ему не хватает внимания со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей), он будет стараться это внимание получить. Поскольку малое количество детей (да что уж тут таить - и взрослых) научены просить внимания адекватно, способы, которыми они действуют, записываются взрослыми в раздел "плохое поведение".

Существует активная и пассивная формы поведения, направленного на привлечение внимания.

Активная форма. Например, ребёнок "мамкает" и дёргает вас за рукав, когда вы разговариваете с кем-то, хотя для него вполне нашлось бы другое, казалось бы, более интересное занятие - игрушки, книжки, мультики. Ребёнок просит "пить-писать-сделать для него то, что он на самом деле сам прекрасно умеет делать", когда вы заняты и т. д. Истерика в неподходящий момент. И т.д.

Пассивная форма. Ребёнок делает что-то, что вы попросили его сделать, например, одевается на прогулку, но демонстрирует поведение "в час-по-чайной-ложке". Как правило в таком случае родитель начинает вопить и одевать ребёнка сам, дергая его и запихивая в штанины и рукава.

Причины сего явления.

1. Мы чаще обращаем внимание на детей, когда они ведут себя плохо, чем хорошо. Ребёнок сидит и спокойно играет в игрушки. Мы заняты своими делами - уборкой, книгой, форумом. Ребёнок изрисовал книгу или залез в запретный шкаф - начинаются крики, нотации, шлепки. Ребёнок счастлив - он получил больше внимания, чем за целый день своей спокойной игры. Иногда внимание со знаком "минус" лучше, чем уж никакого внимания вообще.

2. Еда и питьё - физиологическая потребность человека, потребность во внимании - психологическая, это естественно. Взрослые учат детей просить еду, но редко учат тому, что надо делать, если они испытывают психологический "голод".

Ваша реакция: выговоры, угрозы, наказания. Реакция ребёнка: прекращает выходку на короткое время, потом возобновляет.

Сильная сторона поведения: ребёнок хочет взаимодействовать, контактировать с вами.

Профилактика.

Чтобы "ПП", связанное с привлечением внимания прекратилось и в дальнейшем не возникало, необходимо:

1. Учить ребёнка просить внимания адекватными способами.

2. Уделять больше внимания хорошему поведению, а не плохому. Похвалите ребёнка, когда он чем-то увлечён, занят и позволяет вам заняться своими делами.

Продолжение следует...............................................


Последние комментарии Комментарии 3
junona
04 октября 2011
junona
Спасибо,Лер,что пишешь.Я все читаю,размышляю.


04 октября 2011
Alea jacta est
Да не за что! мне это только полезно, я ведь веду лекции по этой теме. Конечно, лекции и семинары - интереснее и быстрее усваиваются, но почитать тоже полезно. smile.gif


Машуня_я
05 октября 2011
Машуня_я
Очень познавательно и полезно знать всем родителям. Спасибо, Лера !!