То, что мы называем "плохим" поведением - можно использовать только в кавычках, ибо это, как правило, симптомы. Они говорят нам о том, что у ребёнка есть проблемы, какая-то из его нужд не удовлетворена.
У "плохого" поведения есть всего четыре мотива - по мнению Дрейкурса.
"Когда его спрашивали, почему он придумал именно четыре мотива, он отвечал, что ничего не придумал. Он просто наблюдал за детьми и увидел только эти мотивы. «Если кто-то увидит что-то иное, — говорил он, — пусть напишет свою книгу». Это типичный ответ прагматика, последователя Дьюи, которым и был Дрейкурс. В самом деле, любая теория личности предполагает какое-то свое объяснение «плохого» (неподходящего) поведения детей. Чем отличается объяснение Дрейкурса от того, например, которое дается в психоанализе или когнитивной психологии? Тем, что его классификация не ставит диагнозов и ничего по сути не объясняет. Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее обозначает условия роста. Это диагностика не прошлого, а будущего. " (цитата по Кривцовой "Учитель и проблемы Дисциплины")
Лирическое отступление. Именно за это:"...не ставит диагнозов и ничего по сути не объясняет... ...Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее обозначает условия роста... ...диагностика не прошлого, а будущего..." - я, как человек, работающий с детьми из детского дома, особенно люблю эту теорию. Не надо быть семи пядей во лбу или иметь образование психолога, чтобы назвать причины неадекватного поведения детей из детских домов. Про наследственность и неблагоприятные социальные условия родных семей и интернатных учреждений, в которых эти дети оказываются, написаны труды. Вопрос: "Что делать?" часто остаётся открытым, свежие идеи на этом заканчиваются.
Собственно 4 мотива:
1. Привлечение внимания
2. Власть
3. Месть
4. Избегание неудач
Задача родителя: определить правильно (!) мотив (для этого нужно чётко фиксировать поведение ребёнка:где, когда, как часто и т.д.) - купировать нежелательное поведение в настоящий момент - продумать стратегию корректировки нежелательного поведения в будущем.
Прежде, чем перейти непосредственно к этим мотивам, пожалуй, надо отметить ещё вот что. Эта система основывается на том, что ребёнок сам делает выбор. Это не система манипулирования: "если ты не прекратишь, я..."/ "если ты сделаешь уроки, я куплю..." Ребёнок не всегда будет делать так, как вы этого ХОТИТЕ. Но его личность будет развиваться, он будет расти, ВЗРОСЛЕТЬ, учиться самому отвечать за свои поступки.
Система отрицает вознаграждения и похвалу. Но в ней говорится о поддержке и ободрении.
Она отрицает наказания. Но, не расстраивайтесь, в ней есть место санкциям.
- Главная
- Блоги
- Alea jacta est
- Пока только сухая суть.
29 сентября 2011
Последние комментарии
Комментарии
6
29 сентября 2011
Graffinya
(тяну руку) - мне! мне надо! Лера пиши, читаю, оченно актуально!
29 сентября 2011
Русалка
Лер, все сохраняю на будущее себе
Жду продолжения
29 сентября 2011
Nataliek
Спасибо.
29 сентября 2011
junona
Очень интересно!
30 сентября 2011
Lilionic
очень интересно и актуально!
30 сентября 2011
мюмла
Лера, спасибо! жду продолжения