Сонька3006

08 марта 2007
в Сонька3006


К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").


08 марта 2007
в Сонька3006

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ

Обычный резиновый мячик может оказаться интересным подспорьем в семейных играх. Мячик диаметром 60–70 см яркой расцветки из плотной резины может стать как увлекательной игрушкой, так и оригинальным физическим снарядом для малыша. Достоинствами фитбола являются его компактность (легко сдувается и надувается), легкость и универсальность в использовании, яркая игрушка, мебель, массажный "стол", снаряд и мяч. Занятия с младенцем на фитболе помогают "распрямить ножки", тренируют вестибулярный аппарат, кроме того, это хорошая профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Совсем крохотные тянут головку, оказавшись на шаге, а годовалые "ходуны" уже вовсю сами прыгают на мяч.

Игра и одновременно упражнение "Туда-сюда на животе" отлично тренируют вестибулярный аппарат. Малыш лежит на мяче животиком вниз, мама или папа кладут руку ему на спинку, удерживая кроху и покачивая его на фитболе вперед-назад, вправо и влево. Потом по кругу. Это упражнение помогает справиться с "газиками", при условии, что проводится через 30–40 минут после еды. Повторяйте упражнения, пока вам или малышу не надоест.

"Туда-сюда на спине" — теперь переверните малыша и положите его на спинку. Увидите сразу, как он напрягает пресс, пытаясь встать. Тоже покачайте в разные стороны, расслабляя мышцы спины. Вообще фитбол — очень ценный снаряд для расслабления и профилактики микросмещений позвоночника.

"Пружинка" — ребенок лежит животом вниз на мяче. Здесь понадобится правильный захват ножек — такие захваты "вилочкой" применяются в динамической гимнастике. Лодыжку зажимаете между указательным и средним пальцем. Большой палец "замыкает" кольцо вокруг ножки ребенка. если описание захвата кажется слишком сложным, просто возьмите кроху за лодыжки, и ждите, когда он распрямит ножки, отталкиваясь от ваших ладоней. получаются прыжки-пружинки. В три-пять месяцев детки входят во вкус таких экзерсисов, помогают вам. Пружинку можно делать и на спине, тогда полугодовалый малыш обычно стремится подняться — в результате работают нужные мышцы.

Для сидячих и ходячих младенцев есть упражнение посложнее — "Тачка" — животом вниз. ребенок упирается руками в мячик, а вы поднимаете ноги, как будто у вас в руках "тачка". Порой бывает трудно удержать равновесие.

Следующая игра — "Прыг-скок". В любом возрасте кладете малыша на мяч — неважно, животом или спинкой вниз. Раскрытую ладонь сверху, как в первом упражнении — и пружините малыша вместе с мячиком, весело подпевая "прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок". Впрочем, воплощать слова песни в жизнь не стоит... Ремонт нынче дорог.

Другая забавная игра-упражнение — "На цыпочках" — поможет развить умение держать равновесие и потренирует голеностопный сустав. С годовалым ребенком (или старшими детишками) можно походить на мяче с вашей страховкой. Малыш встает на мяч, вы держите его за ручки (снаряд фиксируете коленями), а ребенок пытается ходить. Упражнение можно усложнить: попросив ребенка подняться на цыпочки, как девочка из картины Пикассо.

Вариации на тему первых упражнений-игр — "Растяжки". Малыша качаем на спине, только боком — правым или левым. "Лягушка" — малыш садится на мяч, удерживая себя ногами, и пытается прыгать, сидя на нем. В это время вы его страхуете. Также мячик можно использовать как игрушку — кидать друг в друга, катать его по земле или по полу. Обычно хохот не прекращается. И ваш малыш будет заряжен радостью и положительными эмоциями. Кроме того, вы самостоятельно и без особого труда подтянете его физическую форму, разовьете определенные мышцы. Не бойтесь экспериментировать в стенах дома. Искренне радуйтесь любым успехам вашего малыша, и даже если кроха проявил любопытство. Ведь разбудить его естественный познавательный интерес и есть основная задача раннего развития.

Журнал "Мой ребенок" №11.2003, стр. 30-31


08 марта 2007
в Сонька3006

пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе земли. оказывается, все старославянские "игры для самых маленьких" (типа "сороки-вороны", "трех колодцев", "ладушек") - и не игры вовсе, а лечебные процедуры.

пока в столицах разрабатывают "новоавторские" или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. о том, как правильно "пестовать" малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра елена бакулина. то, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. попробуйте.

пестование
если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете. если вы говорите при этом нечто вроде: "ах ты мой сладкий! давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. а теперь мы наденем памперс" - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.
а вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
водичка, водичка,
умой мое личико -
чтоб глазки блестели,
чтоб щечки горели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок


а делая массаж или зарядку, приговариваете:
потягушки-потягунюшки,
поперек толстунюшки.
ноженьки - ходунюшки,
рученьки - хватунюшки.
в роток - говорок,
а в головку - разумок...


так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. на земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов... день и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. каждая клеточка работает в своем ритме. на том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят "здоровый ритм" и подстраивают под него больной орган. так что на каждую болячку - свой стих. современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

сорока-ворона
на ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. и все эти "бабушкины сказки" - не что иное, как массаж в игре.
круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре "сорока-ворона кашу варила, деток кормила" стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. на центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы "подгоняете" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). закончить "варить кашу" надо на слове "кормила", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
дальше - внимание! все не так просто. описывая работу "сороки-вороны" на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием "этому дала, этому дала..." каждого "детку", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. большой палец (которому "не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый "легочный меридиан". поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует "побить", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

ладушки
хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. "потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается". не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности... к собственной ладошке, к голове или к маминой руке. для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в "ладушки".

- ладушки, - говорите вы, - ладушки. - и выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- где были? у бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- что ели? кашку! - хлопнули в ладоши.
- что пили? бражку! - еще раз.
- кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

понятно вам теперь, почему игра называется "ладушки"? да потому что она налаживает работу детского организма. и, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова "ладонь"? центр наладки!

три колодца
это, пожалуй, самая забытая из "лечебных игр". тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

игра строится на "легочном меридиане" - от большого пальца до подмышки. начинается с поглаживания большого пальца:
- пошел ивашка за водою и встретил деда с бородою. тот показал ему колодцы...

дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. профилактика простуды.

теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.

пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"):
- здесь вода горячая...

- а тут кипяток! - пощекочите карапуза под мышкой. он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.