Международный день пропавших детей. Оказывается, в календаре есть и такая дата.Хотя, на самом деле таким может стать любой, практически каждый день. Даже в отдельно взятой Москве и Московской области не проходит и дня, чтобы кого-то не искали. Ушедшие из дома и не вернувшиеся, потерявшиеся в лесу, бегунки, да мало ли еще что...
Я не буду рассказывать вам о всех этих детях, не буду даже о всех поисках отдельно взятого отряда, я хочу рассказать вам о своем первом поиске.
Март прошлого года. Я начала наконец выходить из затяжной депрессии, мне срочно хотелось делать что-то по-настоящему важное. И это важное не заставило себя ждать. Одиннадцатого числа в Брянске было объявлено о пропаже маленькой девочки, девятимесячной Ани Шкапцовой, двенадцатого уже были подняты волонтеры Москвы и Брянска. Девятнадцать дней. Деятнадцать дней напряжения, работы, надежды. И потом ошарашивающая новость. Я до сих пор помню, как плакала от бессилия и понимания, сколько времени отняли эти нелюди; времени, которое могло стать единственным шансом для кого-то другого.
Потом были и другие поиски, много, какие-то запомнились больше, какие-то меньше. Череда имен, историй, районов, малыши и подростки, найденные и ненайденные, живые и погибшие. Но тот я помню лучше всего. Помню все смены ориентировок, текстов, фотографий; помню, как ребят перебрасывали на место; помню, как многие регионы охватывали инфоподдержкой. И помню не потому, что это был мой первый поиск, просто он был уникальным и по возрасту ребенка и по длительности активной фазы.
Он был уникальным еще кое в чем. Ангелы не уходят бесследно. Говорят, душа остается на земле еще сорок дней. Аню убили третьего и нашли тридцатого марта. А в конце января - начале февраля следующего года, через девять месяцев и сорок дней после этого страшного промежутка в отряде неожиданно случилась целая эпидемия родов. Как будто эта маленькая несчастная душа кого-то попросила и перенаправила новых человечков к тем, кто сможет быть за них в ответе, сможет помочь и защитить.
Не знаю, что ждет нас там. Возможно, это просто совпадение. Но до сих пор глядя на сына я временами вспоминаю фото девочки в розовом комбинезоне.
27 мая 2013
Вот что тут сделать? Не отпускать даже на такое маленькое расстояние - вырастишь не человека, а воплощенный педагогический провал. Отпускать - страшно. Максимум, что можно сделать - надеяться на воспитание. Объяснять, объяснять, объяснять... Что нельзя садиться в чужие машины, нельзя уходить с незнакомцами, нельзя, нельзя, нельзя. Что в случае малейших подозрений надо уходить к людям и кричать, если это не удается. Тоже как бы параноика не вырастить, но тем не менее...
Дорастив старшего до 25 (и уже больше полугода живя с ним в разных странах) могу сказать, что выдыхаешь лишь тогда, когда его видишь. Ну... или слышишь.
Да, а детям-объяснять, что раз и еще тысячу, не отвечать незнакомым людям, не садиться в чужие машины, да еще много чего...беречь детей научив их жить в этом нашем нелегком мире.