Ох как нам с детства вбивали в головы, что поэт в России больше, чем поэт. Что "их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они наивны и просты" (ой, пардон, это уже как-то не совсем из школьной программы). И ведь вроде бы и не скрывали, что многие классики в жизни были пренеприятнейшими людьми с кучей маленьких и немаленьких слабостей, а все равно оставалось какое-то ощущение особой жизни, особой души, особого пути поиска вдохновения.
И главное, ни разу не было ощущения, что биография автора расходится с его стихами.
И тут дернул меня какой-то бес поставить на обложку домика стихи Цветаевой. А потом его еще более ехидный собрат - почитать ее биографию. Нда, товарищи, это я, конечно, зря. То ли классикой зря форумы украшаю, то ли лишнего зря много читаю.
В общем, биография одной из лучших (не по моему мнению, я-то как раз ее скорее недолюбливаю) поэтесс серебряного века меня весьма впечатлила. Со знаком минус, естественно. Нехорошая там, мутная история с отдачей, пусть и временной, дочерей в приют, и уж тем более со смертью младшей в этом приюте. Даже если правдив самый лояльный к Марине Ивановне вариант, что мол уговорили, обманули, наобещали санаторные условия; а когда стало ясно, что все не так, уже реально не было возможности спасти обоих детей - все равно как-то гниловато выходит.
В общем, вопрос прост: оставлять ли стишок на месте, либо экстренно заменять его на что-то от автора с более незапятнанной биографией?
С одной стороны, стихотворение было создано задолго до этих трагических событий, да и хаос революционной москвы многое оправдывает. С другой - осадочек все-таки весьма и весьма неприятный, по крайней мере лично для меня. И отношение мое к Цветаевой сильно ухудшилось, и есть ощущение, что не к добру поминать в детской темке человека со столь нескладной материнской судьбой.
Что думаете?
16 октября 2014
Революционный граф Толстой (Алексей который), циничный Бунин, похотливый сифилитик Мопассан, наркоман Рембо, созвездие самоубийц -- от той же Цветаевой до Хемингуэя.
Перекрывают ли все несимаптичные черты их личности то большое наследие, что они оставили после себя?
С Цветаевой вообще все сложно.
Кто-то из творческой братии пригрелся в эмиграции и кушал жареные каштаны на площади Конкорд (и, кстати, разве будем за это винить?), а Мандельштама сгноили в лагере, а Цветаева подыхала от голода и безнадеги и "искала глазами крюк" -- по собственным ее же словам.
С дочерью чудовищно у нее получилось, да. Но.. могло ли сложиться иначе, учитывая обстоятельства и то состояние перманентного ужаса, в котором находилась Цветаева?
Матерью она была сложной, требующей от детей взрослой осознанности. Но если бы иные условия, если бы семейный особнячок и булки по утрам, а не революция, тиф, вши и вонючая столовка -- наверное, вполне счастливо росли (и выросли бы) и Ариадна, и Мур, и Ирина.
Хороша ли, плоха была Марина Ивановна - она свою жизнь завершила и страданиями своими сполна расплатилась, мне кажется. Не дай Бог никому попасть в такие обстоятельства.... не нам ее осуждать...
И хоть в целом ее стихи меня не особо цепляют, но каждый раз слезы на глаза наворачиваются от этих вот простых строчек
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё - равно, и всё - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
Две руки -- ласкать-разглаживать
Светлые головки пышные.
Две руки -- и вот одна из них
зА ночь оказалась лишняя
Светлая, на шейке тоненькой,
Одуванчик на стебле…
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле
А жизнь у Цветаевой и правда дурная вышла. Такое ощущение, что кроме поэтического у нее был еще один ярко выраженный талант: в ситуации выбора успешно выбирать вариант, ведущий к максимально отвратительным последствиям. Вот такая вот невезучесть жизненная, бывает такое.
А насчет эпохи - да, время было бешеное. Не для нежных натур. Но что же делать, не мы выбираем время, когда жить.
Кстати, как мне кажется, главной ее ошибкой с приютом был не сам факт отдачи, а то, что Цветаева повелась на радужные обещания и отдала девочек так далеко, что не наездишься. Но это уже соображение из той логики, что моя прабабушка в те же годы тоже прожила в приюте, но при этом прекрасно выжила. Просто тетушки ее подсуетились пристроить сирот в москве, так, чтобы можно было регулярно навещать, контролировать ситуацию и по мере необходимости помогать продуктами и вещами.
И да, Сансмайлик, я говорю о первом стихотворении на обложке нашего домика. Мне оно не особо критично, просто хотелось чего-то классического. Оно красивое, но вполне заменимо. Просто решила не убирать без спроса.
Хорошие стихи. Простые и светлые. Я бы не стал обвинять детей в грехах их родителей, а стихи в непутёвости их авторов.
Хотя, в тех условиях, в каких они был написаны, все это было правдой. Другой вопрос, что жизнь изменилась до неузнаваемости, и поэтесса не сумела успеть за этим бегом времени.
Это субъективное.
А жизнь меняется всегда. И мы всегда за ней не успеваем. Хотя, при этом ничего не меняется. ))
И вообще... От сытого желудка и благочинной жизни редко что хорошее пишется.
Может, еще свои недовыплеснутые материнские инстинкты так не дают спокойно воспринимать узнанное, ведь Яромирке соровесники примерно столько же.
Если вообще задуматься о писателях-поэтах...я летом на даче прочла книгу и жизни Льва Толстого. БОЖЕ! Какой же моральный урод, тиран, самодур и вообще больной на всю голову тип! Он изводил свою жену, был абсолютно равнодушен к детям, коих она нарожала ему много, как щас помню, там написано было - к сыну Сергею если заглянет в детскую, - губами почмокает "Сергулевич!" - да и дверь закроет, вот и все его отцовство, плевать ему было и на жену и детей.
Вообще он не представлял себе, какой колоссальный труд был для его жены содержание их дома, подьем детей, а какое горе когда умер один из сыновей 7 лет...Толстой во все это вникал мало, его больше заботили его дела писательские, да еще оказывается он был до баб жуткий охотник, солдаток к нему водили, - его жена помогала ему и писала под диктовку его работы, так он над ней поизмывался - написал роман Воскресение, где главной героиней описал свою любовницу, которая в его же имении жила и ребенка от него родила, - так жене это была мука и постоянные слезы, а ему-ничего, кайфовал! Прочтя всю его жизнь, такое к нему охватывает отвращение, что просто диву даешься - как такой моральный урод мог написать Войну и Мир,например?
А Виктор Гюго - да я в детстве зачитывалась его Отверженными, а когда узнала, что главного супернравственного героя Мариуса он писал с себя молодого, а потом стал гомиком, развратником и безнравственным человеком - тоже был шок.
))) Там у меня ещё и про благочинную жизнь помянуто было.
Да, я не столь уж категоричен. По-всякому бывает. ))
Медвежонку уже почти два года. Полегче стало?
А насчет того, что она ушла из жизни, бросив детей - не соглашусь. Дети уже достаточно большие были, и все равно не с нею.