25 апреля 2014
в Теня

Недавно затеяла пересмотреть "Список Шиндлера". Хороший фильм, удивительно человечный, но при этом удивительно двойственный по ощущениям. Такой же двойственный, как и подарок евреев Оскару Шиндлеру. Собственно, в этом подарке и вся соль. Не знаю, специально ли режиссер добивался такого странного ощущения, вряд ли, но эффект получился весьма и весьма с странный.
Этот подарок: бумага, гарантирующая жизнь и свободу; и золотое кольцо. Золото, которое он отдавал в обмен на их жизни. Жизнь и неспасенная жизнь в одном комплекте. Надо ли удивляться, что именно при виде этого кольца у Шиндлера начинается истерика. Из-за всех тех вещей, которые он не продал; из-за всех тех жизней, которые он не смог спасти. Как это глупо, отблагодарить золотом того, кто поставил это золото ниже их жизней. Такое подспудное чувство, что они поставили его ниже этого металла и, соответственно, ниже себя. Дурное ощущение, дурная ассоциация, но на есть. Хотя, может дело просто в моем небольшом личном антисемитизме?
А все равно фильм очень хороший. Каждая сцена - маленький шедевр. И мне правда сложно сказать, какой момент больше всего западает в душу. Может быть, девочка в красном пальто; может быть предпоследняя сцена, когда освобожденный народ уходит строить свой "город золотой", а может и последняя, когда спасенные приходят поклониться к могиле спасителя. Не знаю. Но одно могу сказать точно, песня про иерусалим для меня верна только в этой обработке, с не самыми сильными голосами, но с реальным ощущением. что поет душа народа.
ЗЫ И не надо обвинять меня в несовременности, я знаю, что есть кино и поновее, но просто именно об этом фильме мне очень хотелось сказать. И сказать мне это было непросто, перепечатывала раз десять, пока не удалось убрать совсем сомнительные моменты. в итоге вышло даже как-то слащаво, но уже как вышло.


Последние комментарии Комментарии 27
25 апреля 2014
БеркАна
Спасибо Теня, что предложила столь интересную тему! Я пока не смотрела этот фильм, но заглянула в вики, зашла на ютюб и послушала там песню Золотой Иерусалим в исполнении тех евреев, посмотрела эпизод. Здорово. Сильно! Захотелось посмотреть весь фильм. Сделаю это, как будет свободное время обязательно!

Осенью этого года я была в театре, на пьесе Одесса-город колдовской, по Ицхаку Бабелю. Музыку к ней написал, да и сам исполнял на рояле маэстро Раймонд Паулс, тот самый, что писал музыку к Миллион алых роз для молодой Пугачевой, и к другим песням. Так вот, на мое удивление, ему удалось поставить такую пьесу, написать такую музыку, что у меня просто весь следующий день эта музыка играла в голове, я не поленилась, залезла в интернет и нашла эту пьесу, кто-то нелегально снял на камеру и выложил в интернет.

Это, конечно, совсем другая история про евреев, из другой эпохи, но впечатление лично на меня оставила сильное, особенно песни и музыка! Если пожелаешь посмотреть, вот видео (разбито по частям). С первой же песни просто завораживает. Надеюсь, тебе тоже понравится, если найдешь время посмотреть и эту еврейскую историю.

Вот анонс, тут написано про спектакль, http://bravo.israelinfo.ru/announce/11362

Если посмотришь, напиши мнение, мне интересно. А я Шиндлера посмотрю.


25 апреля 2014
Теня
Ань, я куски видела. Меня не впечатлило. Абсолютно равнодушна к похождениям Бени Крика сотоварищи.
А насчет Шиндлера - не перестаю удивляться. Вроде бы вещь практически хрестоматийная, а периодически обнаруживаю, что многие весьма культурные люди этого не видели.
Была история - смех сквозь слезы. Подружка выложила демотиватор на стену ВК: кадр с пресловутой девочкой в красном пальтишке и подписано что о типа: "только детство может вырваться из серости будней". Была сильно удивлена, когда я ей подсказала, откуда картинка. И очень материлась, когда поняла НАСКОЛЬКО картинка с подписью плохо сходятся.


25 апреля 2014
БеркАна

Тенюш, демотиваторщики в своем желании выдать шедевр иногда переходят некие моральные нормы, ведь автор, в отличии от той девочки, прекрасно знал откуда картинка. А потом могут сказать - да ну ты что, это ж просто демотиватор. Есть конечно супер сделанные демотиваторы, где придраться не к чему и все классно, так что это-зло я не скажу, просто бить некоторых авторов по рукам не мешало бы.

Вообще прикалывает иногда ракурс отношения к вещам. Например, сейчас вошло в моду смотреть фильмы-катастрофы, основанные на реальных событиях, в очках 3Д и вовсю погружаться в атмосферу фильма- например, Титаник, где вообще-то куча народу погибла с детьми - превращают в аттракционы трагедии, демотиваторщики это вершинка айсберга только. Кроме Титаника, уже много таких аттракционов снято, в том числе, кажется, про лагерь смерти Собибор. Интересно, может, Список Шиндлера тоже в 3 Д сделают и адреналинщиков развлекать будут... погружаться в состояние людей, которых сейчас жечь будут - здоорово-то как! Пипец, других слов не нахожу.


25 апреля 2014
namsalma
QUOTE
А насчет Шиндлера - не перестаю удивляться. Вроде бы вещь практически хрестоматийная, а периодически обнаруживаю, что многие весьма культурные люди этого не видели.


Я сознательно не смотрела. Не могу такое смотреть – про войну, концлагеря….знаю, что большую часть фильма прорыдаю и потом долго буду в себя приходить.


25 апреля 2014
БеркАна
Юль, я тоже не пошла на широко разрекламированный Титаник в 3Д, - не могу трагедию воспринимать как развлечение. А Шиндлер это тоже требует определенного резерва стойкости восприятия.

А эта девочка в красном пальто напомнила мне вдруг мой детский кошмар. Я в детстве до ужаса боялась войны, тогда часто показывали фильмы про войну и концлагеря. Мне было лет 7, и я запомнила сон, вот напишу его вам. Как-будто я нахожусь на вокзале, крытом такой навесной полукруглой крышей, и вокзал этот весь заполнен людьми, которых сейчас будут отправлять в концлагерь. Я нахожусь на этом вокзале и ищу свою маму, узнать я ее могла издали, так как она была в красном берете или шапочке - точно не помню, мне подсказала это какая-то женщина, и вот я ее издалека вижу, очень хочу протиснуться к ней, так как боюсь, что больше никогда ее не увижу. Потом помню состояние ужаса, которое наполняло весь сон. Я видела, как в туннель ушел паровоз с вагонами с этого вокзала, ищу в толпе свою маму и не вижу ее. Не знаю, навеян ли был этот вокзал постоянными фильмами про войну, там постоянно показывали такие вокзалы, или чем еще, но сон был такой явственный, что я до сих пор помню его в деталях.


chank2
25 апреля 2014
chank2
QUOTE
Я сознательно не смотрела.

Аналогично, но немножко по другой причине. Хочется оставить Спилберга в голове и душе в качестве чисто детского художника - мастера светлых и добрых иллюзий. А катарсиса мне в своё время от Паоло Пазолини хватило.
Последние лет десять практически перестал смотреть фильмы, после которых не хочется смотреть на людей. Пожалуй, единственное осознанное исключение - недавний германовский "Трудно быть богом".


26 апреля 2014
БеркАна
Да что фильмы! Тут новости смотришь, и не хочется смотреть на людей. У всех на глазах фашисты поднимают свои знамена, глумятся над памятниками, над историей, на еврейских могилах в Риге нарисовали свастики и разбили часовню. Список Шиндлера как бы не перестал быть историей и не перешел в категорию руководства к пользованию по спасению евреев, и до такого может дойти. Я смотрела недавно фильм про побег из Собибора. Удивляет, что именно украинские каратели там особо зверствовали, сейчас тоже на Украине все происходит. Стреляли по людям, сумевшим прорваться сквозь колючую проволоку, по своим, считай, стреляли, чтобы угодить немцам. Так что тут уже невольно проводишь аналогии, - Турчинов устроил карательные экспедиции против своего же народа. Тут уже не фильмов бояться надо, а реальности.


29 апреля 2014
Теня
Наконец-то до меня дошло, что я совсем забросила жур и даже не смотрела добрую половину комментов к последней записи.
Насчет осознанного несмотрения тяжелых фильмов - это не для меня. Жизнь бывает гораздо тяжелее.И именно просмотр и чтение непростых вещей позволяет совершать меньше ошибок или, как минимум, легче смиряться с неизбежными совершенными ошибками.
Ведь чтобы свершилось зло, необязательно ему всеми силами содействовать. Достаточно где-то промолчать, что-то не заметить, сделать как проще.
Был случай. Собирались на дачу на шашлыки, обзванивали народ. Спросила организатора всего этого беспредела, позвал ли он нашего общего друга Алекса. "Нет - говорит - звякнул ему, он какой-то груженый, даже звать не стал. Да и проще без него, он к живой природе плохо приучен". Махнула рукой, решила - ладно, продолжила собирать сумки. Даже не позвонила спросить, чего грузится. А на следующий день на эти самые пресловутые шашлыки нам позвонили и сказали, что Алекс выпрыгнул из окна своей комнаты, с девятого этажа.
Могла ли я что-то изменить? Не факт. Факт, что даже не попыталась. И никто из нас, друзей, не попытался. Не потому что мы все такие плохие, нечуткие, недружные. Просто где-то не поняли, где-то угодливо согласились с услужливо подкинутой мозгом версией банальной хандры на фоне несложившейся личной жизни. Потом оказалось, что все было куда серьезнее, и кто знает, может быть, если бы мы проявили побольше настойчивости, проблема бы всплыла раньше, чем стало бы поздно.

К чему я это. Не знаю. С одной стороны, к тому, что, кто знает, может быть что-то натолкнуло бы меня на такую мысль, если бы было вовремя прочитано. С другой - жизнь продолжается, и что-то все-таки прочитанное помогает понять, что не все в наших силах, и единственный способ взять реванш у смерти - жить и радоваться, хоть и не забывая о том, что случилось и что может случиться вновь.


chank2
29 апреля 2014
chank2
"Список" посмотрю. Денька через три-четыре. Вряд ли он что-то поменяет во мне, в моем отношении к Спилбергу или ещё в чем-либо. Просто хочется убедиться, что Вы правы и это, действительно "просто хорошее кино". Да я и так в этом уверен. Потому и посмотрю. )


30 апреля 2014
Теня
Чанк, может не надо? Я буду страшно расстроена. если вы разочаруетесь в моем вкусе и гордых остатках юношеского максимализма.
Хотя фильм действительно хорош. Как минимум тем, что ловко и аккуратно бьется на отдельные хорошие фрагменты, так что находит путь практически к любому сердцу.
Учитывая, что я евреев, как бы помягче сказать, ощутимо недолюбливаю, то редкий фильм о гонимом народе мне нравится.


chank2
06 мая 2014
chank2
Досмотрел "Список". Действительно, достаточно двойственное впечатление. До середины фильма я ему (фильму и его автору) верил. Правдивая и живая история людей, оказавшихся там, где у них нет ни сил, ни возможностей что-либо изменить или на что-либо повлиять. Наверное, в истории почти каждого народа можно найти такие чёрные дни. И история еврейского народа, рассказанная им самим, не вызвала во мне других чувств, кроме сопереживания. Первая половина фильма показалась мне очень правдивой, естественной и цельной практически во всём - и в поворотах сюжета, и в интонациях, и просто в визуальных картинках.
Со второй половиной получилось иначе. Чуть позже середины стало возникать ощущение не правды, а подобия правды. Ещё чуть дальше - ещё больше. Речь стала более пафосной, кадры - более наигранными и символичными, а трасформация главного героя неправдоподобной и ничем необоснованной. Появилось сомнение в том, что это - история. Появилось подозрение, что это - миф об истории.
Возможно, я не прав. Но я сделал ещё один маленький перерывчик, чтобы слазить в интернет и почитать биографию реального Шиндлера. В итоге познакомился со второй точкой зрения как на фильм Спилберга, так и на личность прототипа его основного персонажа. Пересказывать не буду. Думаю, если Вам будет интересно, сами с ней познакомитесь. Лично мне она кажется более правдоподобной и логичной.
А в целом фильм, конечно, хорош. В Спилберге не разочаровался. Раньше я считал его превосходным сказочником. Теперь же оценил его мастерство, как реалиста. Правда, когда он смешивает одно с другим и пытается сделать сказку из реальной истории...

Есть и ещё одна "двойственность"... Реальный Оскар Шиндлер "последние годы своей жизни провёл в полной нищете, страдая от алкоголизма и существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей". (с) Хотя, "в 1967 он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван среди тех людей, кто достоин носить имя «Праведник Мира»" (с). Двойственная какая-то благодарность.


15 мая 2014
Теня
Ой-ёй. Все самое интересное пропустила. Вот что значит хронологический кретинизм. Глянула- имена все те же, а что между моими поглядываниями происходят диалоги - не заметила.
Ну все-таки отпишу, на всякий случай.
Отношение к евреям у меня настороженное скорее от большой личной непрухи. Так уж вышло, что среди знакомых мне представителей этой нации процент товарищей, делавших мне феерические гадости, причем в самые тяжелые жизненные моменты, необычайно велик. Но не все, конечно. Есть среди моих друзей-товарищей один совершенно неевреистый еврей, такая широкая русская душа нараспашку - просто слов нет.
И да, фильм утрированный. На то и фильм. Массовому зрителю, параллельно жующему попкорн в кинозале, без гиперболы не донесешь. Это в книгах легко считываются полутона, вроде бы невзначай произнесенные фразы, размышления героев - а в массовом кино подавай чудо-юдо-демона-черного жреца вместо банально оступившегося человека или полноценную психичку-садистку вместо нервной бабульки с неуживчивым характером.


chank2
15 мая 2014
chank2
По прошествии прошедшего времени окончательно пришел к своему субъективному выводу, что "Список" - это "голливуд" и "социальный заказ". Просто в первой половине фильма это менее заметно.
Последние пару недель другим фильмом маюсь - "Трудно быть богом" Алексея Германа. Смотрели втроем с сыном и отцом. Отец смог только до середины. Сказал: "Не понимаю, что это и зачем", - и ушёл. И я его понимаю. Фильм сделан "для себя", даже без намека на попытку диалога со зрителем. До и после фильма почитал достаточно много критики о нем, но не нашел ни одного созвучия. Так и остаюсь в непонятке - то ли я увидел в нем что-то свое, то ли они (критики) в нем ни шиша не увидели. В смысле - увидели форму, но не отразили содержание.


16 мая 2014
Теня
Хороший добрый соцзаказ - это тоже неплохо. Как говорилось в одном старом советском (опять-таки очень массовом) фильме: "Людям нужны легенды". Даже если доброго Оскара Шиндлера не было - его стоило придумать.
Ведь красивая сказка (как раз со Спилберга-сказочника мы этот разговор и начинали, к нему же и пришли) тоже нужна. Это хороший способ донести гуманистические ценности до масс людей, а не до горстки интеллектуалов (до которых ценности автора все равно не дойдут, потому что интеллектуальное кино в большинстве случаев это как раз то самое:"То ли понял, то ли не так понял, то ли ничего не понял" - слишком много полунамеков, нередко разбивающихся о то, что не все читали точно тот же список книг, что и автор).


22 мая 2014
БеркАна
Хм, chank, вы меня опередили, я так пока и не посмотрела, но ваше суждение уж слишком как-то жестко. Спилберг ведь основывал на реальных событиях. Ну хорошо, так как я пока не видела фильм, с вами спорить не буду.


chank2
22 мая 2014
chank2
QUOTE
Хороший добрый соцзаказ - это тоже неплохо. Как говорилось в одном старом советском (опять-таки очень массовом) фильме: "Людям нужны легенды". Даже если доброго Оскара Шиндлера не было - его стоило придумать.

Да.
Да.
Да.


chank2
23 мая 2014
chank2
QUOTE
Спилберг ведь основывал на реальных событиях.

Как закоренелый и кондовый солипсист, я в принципе очень скептически отношусь к самому понятию "реальность". Тем более, к её многократным переотражениям:
во-первых, в глазах и сознании очевидцев;
во-вторых, в измышлениях и публикациях историков;
в-третьих, в творческой фантазии режиссёра;
ну, а под конец ещё и в отравленном пепси и поп-корном мозгу кинозрителя, жаждущего зрелищ, переживаний и оправданий своих ожиданий.

Фильм - хороший. Он хорош в том, чем он является - "хороший и добрый соцзаказ" (с, Теня).


chank2
30 апреля 2014
chank2
Надо, надо... )) В конце концов, сама идея общения в том и заключается, что в процессе него возникает что-то общее. А пообщаться мне хочется. И с Вами, и со Спилбергом. ))



chank2
01 мая 2014
chank2
QUOTE
Учитывая, что я евреев, как бы помягче сказать, ощутимо недолюбливаю

В целом или персонально? По лично-житейским мотивам или по концептуальным? wink.gif smile.gif
Сам я не склонен к таким обобщениям. Наверное, потому что поступаю с людьми как и с яблоками - вкусные кушаю, а гнилые, червивые и кислые не ем. Т.е. ем только те, которые мне кушать хочется. Ну, право же... Есть, ведь, среди них очень даже хорошие и интересные ребята. smile.gif Вот этот, например:

user posted image

Или этот:

user posted image

Или этот:

user posted image

Нет, я бы не стал обобщать и недолюбливать людей по национальному признаку... Во многом он надуманный и за уши притянутый. Как правило, из политических соображений. Кому-то это выгодно.

Вот, кому это выгодно, тот пускай людей и недолюбливает! А мы их любить будем. Как всё живое. biggrin.gif


chank2
03 мая 2014
chank2
Отсмотрел первую часть. Да, это - кино. Жёсткое, но в то же время очень элегантное. Денька через два отсмотрю вторую. Наспех смотреть не хочется.


04 мая 2014
БеркАна
Да ты права Теня! Хуже всего быть страусами, прячущими головы в песок. А на Титаник в 3Д я не пошла не из-за того, что тяжелый фильм, а из-за глумливой рекламы, - Больше зрелищ, больше эффектов! и тд, - которая подавала это как аттракцион для адреналинщиков. Я смотрела этот фильм в 97м, да и по телеку много раз, но это 3Д какое-то надругательство. Список Шиндлера я тоже постараюсь посмотреть, мой ноут починят и тогда посмотрю, ноут накрылся - я загрузила себе скринсервер Аквариум, такая прелесть! Но у меня из-за вируса, который скачался вместе с приложением, полетели на ноуте все драйвера, и теперь ноут даже интернет-флешку не видит. Сейчас с компа мужа пишу, пока он на работе.


04 мая 2014
БеркАна
Олег, а как вам Наши со Львом Новожженовым? Судя по его физиономии, там совсем не наши biggrin.gif но старик мне нравится, позитивный.



chank2
04 мая 2014
chank2
БеркАна
"Наши" - один из самых провальных путинских проектов. К сожалению. Идея была правильной, но реализовать её было уже некому.

QUOTE
там совсем не наши


Ваши "наши" это кто?



04 мая 2014
БеркАна
Олег, я не смотрела его передачи, но у Путина нет провальных проектов, это настоящий Президент, и я рада, что он у руля России именно сейчас. А с названием выходит смешно, Лев Новожженов - еврей, и если он пишет Наши, значит это по его наши, то есть евреи. Или я неправильно поняла biggrin.gif вообще мне стало интересно...посмотрю его ближайшую передачу! Заодно и Список Шиндлера. Потом отпишусь о впечатлениях.


chank2
04 мая 2014
chank2
Я подумал, что Вы про движение "Наши". (Наши - википедия)
QUOTE
Цель движения — «содействие превращению России в глобального лидера в XXI веке».

Для достижения поставленной цели, были выдвинуты три задачи:

    Сохранение суверенитета и целостности России.
    Построение действующего гражданского общества.
    Модернизация страны путём кадровой революции.

Неоднократно отмечалось, что важнейшей задачей движения является устройство в России «кадровой революции» для прихода во власть нового поколения управленцев, поскольку «управляющее страной с 1980-х поколение утратило веру в Россию и её перспективы».
Но это уже другая тема. Не этой темы.

Льва Новожженова не знаю - не читал и не смотрел.
А "Список", правда, стоит посмотреть. Думаю, позже тоже поделюсь своим.

Путин... Ну... На безрыбье...


04 мая 2014
БеркАна
Олег, вы меня удивляете. Какое безрыбье! Да вам гордиться надо таким Президентом! Если бы вы жили в Латвии, как я, вы бы серьезнее относились, просто вас разбаловали там. Собянин каждый день что-то открывает, строит, чинит, Путин спас Крым от фашизма, и дай Бог еще кого-нибудь спасет. План, что вы представили, замечательный, я буду рада, если его реализуют. Уж больно Обамка много крови льет, на Украине руководит, Майдан спонсирует, кроме России этот беспредел остановить некому.

Про список - думаю, что на днях и посмотрю, я не люблю в долгий ящик ничего откладывать.


chank2
04 мая 2014
chank2
Не будем здесь сваливаться в политику? wink.gif rolleyes.gif Лучше чуть позже поговорим о Шиндлере.