Немного никаким боком не в тему родительства, просто давно еще обещала Беркане раскрыть таки тему творческого наследия Виктора Робертовича. Говорят, обещанного три года ждут, а это было всего-лишь в прошлом, но тем не менее,пока выдалась свободная минутка.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актёры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.
(И. Тальков "Памяти Виктора Цоя")
В этом эпиграфе сошлись два человека, две визитные карточки эпохи перестройки, две смерти на ее излете. Две потери, всколыхнувшие сердца миллионов. Молодые, способные творить еще многие годы, две неожиданные трагические точки вместо новых свершений.
Но что бы с ними было, сложись все иначе? Они ушли трагично, но вовремя. Ушли вместе с породившей их и воспетой ими эпохой.
Что бы с ними стало, не уйди они тогда? У Цоя еще был бы шанс, ведь его песни были скорее общемолодежными, политика только усиливала общий восторг его юного бунта, но не была самоцелью. Хотя куда мог бы привести его этот путь? К природе-погоде, как у Калинова моста? К жесточайшему православию головного мозга, как у Кинчева? К головоломным текстам, никуда не зовущим и ничего не объясняющим, каковыми теперь славится Гребенщиков? Или просто к угасанию в забытии, как многие и многие из тех, кто гремел тогда?
С Тальковым еще сложнее. Смог ли бы он вовремя понять, что то, к чему он так призывал, обернулось очередной звериной маской? И смог ли бы донести это до дорвавшихся до условной свободы сограждан? Или стал бы неизменной звездой всех митингов вроде Шевчука; человеком, правду которого даже не пытаются услышать? Или успокоился бы, расслабился, стал бы исключительно лирическим исполнителем, тем самым автоматически дискредитировав все свои прошлые усилия?
Нет ответа. История не терпит вариаций. Но чем дольше об этом думаешь, тем больше понимаешь, что смерть иногда бывает единственным путем к бессмертию в людской памяти.
13 января 2014
Екатеринбург. Один из подземных переходов в центре города.
Беркан, да не тех перемен он просил. Просто хотел сделать мир чище, честнее, открытее. А от власти-то ему совсем мало надо было: чтобы дали петь то, что хочешь и тем, кому хочешь; не тратить нерационально время на никому не нужное официальное трудоустройство, ну и может быть еще возможность свободно покупать то, что нужно, а не то, что положено.
Ну, я, конечно, сужу о песнях немного в отрыве от эпохи. Я впервые услышала Кино, когда в день похорон Цоя по телевизору концерт передавали. И было мне пять лет, так что 90-й год запомнился только очень жарким летом и тотальным дефицитом молока в московской области.
Вы на самом деле слуша-ете/ли всех перечисленных Вами мамонтов, таксказать в динамике их творчества?
Если да, Вы меня удивили
Просто совсем недавно, на другом форуме обсуждали творчество Цоя, Талькова и др. Ностальгировали, наверное даже больше по молодости.., спорили и даже ругались.
Так там люди, слегка за 30, вообще не понимали, о чем мы трем..
А Тальков - это уже действительно какая-то экзотика для моего поколения (если что, мне сейчас 28). Просто у меня была глубоко диссиденствующая интеллигентская семья, да и сама я была не по годам развитым ребенком.
Вообще, да, эти "мамонты" мне крайне интересны и дороги. Не могу сказать, что четко в динамике, как минимум потому что по Талькову эту самую динамику хрен разберешь, официальный период его творчества был весьма короток, а в том, что было до признания, разобраться практически невозможно, какие-то тысячу раз переписанные жеваные записи неадекватного качества с непонятной датировкой. Так что тут уже больше общее впечатление и ощущение. А вот Кино прослушано от начала и до конца, не один раз и с огромнейшим удовольствием.
Стали бы они менее известны, проживи ещё по четыре десятка лет? Да бог его знает... Может быть, продолжали бы распахивать свою делянку, как Макаревич, или бродяжили бы по миру в свое удовольствие, как БГ, или сменили бы приоритеты и канули бы для публики в неизвестность, как Шурка Пантыкин.
По-моему, объединяет их только одно - смерть их была нелепой случайностью и стечением обстоятельств.
Да-да-да!!!!!
Моему старшему 23 будет в этом году, и он вобщем -то знает, что жил-был такой Цой. Но его не слушает. Не вставляет его. От так бывает. Хотя мамаша его, до сих пор врубит музон на всю квартиру и ходит орет дурниной- "время есть, а денег нет и в гости не куда пойтиииии..." Младший вроде пока подпевает, но вряд ли, как говорится...
Про Талькова не уверена, что знает. Остальные для него одной кучей, ну есть и есть.
Хотя музыку, которую он и его окружение слушает, тоже не назовешь гавном никак. Битлз (кумиры), Фрэдди Меркьюри (все книги о нем перечитал), Металлика, Пинк Флойд, Никкл Бэк , Арктик Манкиз ну и куча других, практически все зарубежные. И еще какие-то группы, мне незнакомые совсем, но мне нравятся
Теня, на вас вся надежа
У Вас хороший литературный слог, приятно читать.
Интересно, а я никогда не задумывалась о его величии. Он просто мне жутко нравился и нравится, своей энергией, искренностью, харизмой.Собственно он и песни его.
Кстати, chank, если не секрет, а кого Вы считаете великим- певцом, композитором и др., из наших соотечественников?
"Карл Великий был сыном Пипина Короткого. Легко быть великим, имея такого отца." (с)
Теня, откуда в Вас это? Умение строить трехэтажную мысль сейчас встречается гораздо реже, чем другое популярное ныне многоэтажие. Не верю, что оно само собой появилось.
Совсем,что ли,звезданулся?Параллель там есть.И очень явная.И из них двоих ни тот ни другой не менялись в угоду публике.
Малинин ваще ни в какие ворота к "бунтарству" не лезет.Так себе..прихлебай.
Ага-ага..Вертинский великий. Личное знакомство позволяет оценить его "личные качества".
Урфин Джюс - Человек наподобие ветра
Урфин Джюс - Пропасть
Урфин Джюс - Призрачный гость
А это Вам на сон грядущий. Всё будет хорошо.
Урфин Джюс - Колыбельная
Можно просто на Яндекс музыке или через Вконтакте послушать.
Оргия праведников группа называется. Самое вкусное: Туркестанский экспресс (моя любимая), Последний воин мертвой земли (простенькая, зато из чартов не вылезала, при этом не будучи в ротации на радио), Das Boot (пафосная вещь), По тонкому льду (тоже очень люблю), Сицилийский виноград (не рок, но очень красиво спето).
В общем, можно понять, что я нежно люблю этот коллектив.
Спасибо.
"Оргию" знаю, но слушаю редко, предпочитая Калугина в сольном, либо камерном исполнении. Повелось, наверное, тоже от первого знакомства, т.е. от "Короля Ондатры", да так и осталось.
"Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу"
За последние года два отложилось только это:
Луна над Кармелем
Порой кажется, что "хэви" это не совсем его, хоть он и постоянно к нему возвращается.
Эти "хайфовские" записи и вправду порой трудночитаемы. Обычно открываю отдельным окошком текстовки.
Да у Калугина и сольно и в группе последние пару лет очень мало материала. Будем надеяться, это к чему-то большому.
Да. Порой он глубоко смотрит.
Зря я Вас отвлёк от Цоя с Тальковым... С мысли сбил, наверное...
Чуть в тему.
Изредка пересматривая старые записи, иногда обращаешь внимание на то, что ранее пропускал мимо.
"Звуки Му" (Петр Мамонов) - Музыкальный ринг 1989
В перерывчике между двумя вещами (11:40) среди прочих Мамонову задают вопрос о Цое и об отношении Петра к цоевской романтике. Ответ короткий и не совсем понятный. Но вдруг сегодня замечаю в комментариях:
"Когда заговорили о Цое, то Мамонов сказал что "Романтика есть и в том, чтобы попасть под автобус". Это просто жуть, ребята, Цой ведь убился как раз об автобус."
Так и сказал.
Дословно:
Зритель: "Насколько альтернативен Ваш траги-фарсовый стиль тому нео-романтическому стилю, который показывает Цой и "Кино"?"
Мамонов: "Я здесь я не скажу наверное ничего нового. Понимаете, романтика есть какая-то и в том, чтобы попасть под автобус. И что-то такое всегда себе придумать можно."
Занятная "плетёнка" смыслов и следствий получилась.
Разговоры о музыке замялись бытовыми разборками?
Забавно. ))
Пока.
Sorry.
Знаток андеграунда,едрить..
Я его плохо помню. Когда маленькая была, бабушка часто его слушала "дорогой длинною".., мне нравилось.
Голос такой специфический, но творчество его плохо знаю.
Тенюш, да, не таких он хотел перемен, он был из революционеров-романтиков, он видел свои цели прекрасными и мир будущего - лучше, чем в его время. Он не только видел, он как раз из тех был, кто делал его лучше. Что касается Талькова, то он наоборот, смотрел в прошлое, он был певец царской России, что в то время мягко говоря, встречало непонимание, кого-то даже раздражал, он был иной, слишком отличался, и перемены для него - это восстановление прошлого.
Цой же будущее новое строить рвался и неизведанное. Но, как ни странно, они оба вписывались в дыхание того времени. А еще был Наутилус-Помпилиус, который я до дыр заслушала. Кассет теперь нет, и, что самое печальное-трудно найти песни в том порядке, в каком они были на кассете. Порой очень хочется послушать так, как тогда. А еще я Ласковый май любила. И группу Маленький принц. Очень) К нам в город с концертами все группы, популярные в то время, приезжали, так вот я побывала практически на всех, это было здорово!
Александр Вертинский
И можете не верить, но умение писать - оно правда "само". Я по образованию абсолютнейший технарь. Возможно, компенсация того, что мне иногда бывает очень сложно разговаривать, особенно если я не вижу собеседника.
А насчет Талькова действительно интересная история. Чистые (не Патриаршие) пруды - единственная спетая им песня, которую написал не он сам. И первая популярная. Ион сам признавался, что долго выезжал на этой популярности, чтобы под шумок спеть что-то свое бунтарское. (Чего я там пару часов назад говорила, что не особо интересовалась им в динамике?) Ведь ЭТО было очень сложно и пропихнуть к слушателю и донести до него.
Для меня эти два человека чем-то все равно похожи. В первую очередь, конечно, неожиданной и нелепой смертью на пике. Каждый из них нес СВОЮ ПРАВДУ, не всегда понятную, но выстраданную и нужную. Обоих не всегда легко понять и принять, потому что велик соблазн свалиться в популизм. Оба оставили неизгладимый след в российской музыке. Да. они все равно очень разные, но...
А насчет Вертинского я не совсем поняла. Аксюш, ты точно про того, про кого я думаю, он же звездой был еще до второй мировой, он умер в пятидесятых. Как -лично?
Да, можно по памяти выстроить плейлист, но все равно не то выходит: сложно найти тот самый вариант записи, который был на давно потерянной пленке, еще сложнее подгадать точно такие же интервалы между песнями, а ведь под них уже сердце научилось биться в унисон.
Теня, да ты права, именно тех самых записей не хватает! Плейлист подобранный это не то уже, это нечто отдаленное. Песни многие ремиксированы, в других - музыка не такая, в третьих еще что-то.
Ах,да..я и забыла..Он же как раз для ваших мозгов интересный завсегдатай.Ну вы,давайте,давайте..пишите ещё.Интересно читать как "кукушка хвалит петуха за то,что хвалит он кукушку". Два сапога пара.
Теня просто человек -наблюдатель.Она любит наблюдать за людьми.Потому и не гонит никого.Она умная.
Тень,да про него,конечно.Просто когда человек пишет про личные качества того,кто жил ещё ДО рождения этого человека..это как-то странно.Мы можем восхищаться творчеством публичного эстрадного человека.Его умением держать себя на публике и тыды..Но никак нельзя восхищаться тем,чего мы знать не можем.Хотя,вот,чанк утверждает,что знает его "личные качества.
Песни по порядку найти очень легко.Достаточно пообщаться с людьми из фан-клубов этих певцов или..быть человеком их времени.Я,например,отслеживала все песни Цоя ,Шевчука и Алисы.Ну и,конечно,у меня есть их старинные записи.
Отпад.А Цой-то ,наверное,и не знал.
Летучий фрегат
Иногда дело доходит до смешного. До сих пор не могу привыкнуть к "Наутилус-Помпилиус", потому что тогда, в 83-м, они были просто "Наутилусом".
Вот, было бы весело, если бы они свое самое первое название оставили!
И Олег, не уходите, дело не в наблюдательстве, просто периодически вы подкидываете совершенно неожиданную мысль, которая действительно заставляет поработать мозгами, а это - лучшее, что может быть в интеллектуальном общении.
Но Аксюшу я тоже очень уважаю, она женщина строгая, но справедливая. так что можете ругаться, раз вам так угодно, но не гоните друг друга, пожалуйста.
Кстати, не соглашусь, что человек не может ничего знать о личных качествах того, кто умер до его рождения. Если не ошибаюсь, Чанк где-то шестидесятого-шестьдесят пятого года рождения (по логике, раз его старший сын - мой ровесник). Так что вполне возможно, что его родители или кто-то из их знакомых мог помнить живого Вертинского и много о нем рассказывать. Я уже молчу, что об этом человеке осталось очень много воспоминаний современников в печатном виде (что само по себе не такой надежный, но имеющий право на существование источник информации).
Не, старое название - это я категорически не за. Оно какое-то слишком забавное, с перебором.
зато нынешнее "Нау" просто слух режет.
Но, думаю, что сегодня его интонации подавляющим большинством не воспринимаются вовсе.
Хорошо.
Но вернёмся к Цою и Талькову.
Меня всегда тревожит слишком восторженное отношение к тому или иному певцу, актёру, писателю или поэту. Уж, очень близко от этого до абсолютно некритичного фанатства. Сразу вспоминаются девочки-битломанки.
Да, Цой был интересен. Да, по-своему был интересен и Тальков. Но причина их тогдашней и нынешней известности, была замешана, на мой взгляд, не на их талантливости, а на их простоте. Они были проще и понятней, чем многие тогдашние другие. И их песни вовсе не были бунтом против тоталитарности режима или как там ещё его сейчас называют. Тогда, в конце 70-х и в 80-е, по головам людей прошла какая-то волна. Это было массовым, чувствовалось почти физически - словно назревает что-то глобальное, словно оно вот-вот случится и очень сильно нас поменяет. И Цой запел о "переменах", БГ - о "танцах на грани весны", Калугин заговорил о "распахнутым над Россией буддистском небе". Блин, да в воздухе тогда конкретно запахло озоном! Творили очень многие, очень по-новому и очень по-разному. И говорить, о том, что Цой, или Тальков, или Шевчук это - то самое, а Курехин, Науменко, Гаркуша или Мамонов это - как бы не совсем то, ну... Это как за деревьями не видеть леса.
До сих пор не могу понять, в чем причина того, что это закончилось. Оно даже не закончилось - его просто не стало. Словно какой-то "умник" попросту взял и стравил воздух. И всё сдулось.
А может, просто кто-то прошел дальше, а я остался...
"И я опустил глаза. Я сидел скорчившись, прижимая к животу обеими руками свою белую папку, повторял про себя - в десятый раз, в двадцатый раз повторял про себя: "... С тех пор все тянутся передо мною глухие, кривые окольные тропы..."" (Стругацкие "За миллиард лет до конца света")
У меня большие сомнения по этому поводу. То, что она устроила в своем открытом журнале, попросту мерзко.
И честно говоря,и мне и тем,кто меня знает,глубоко начхать на ваши сомнения по поводу и без повода.
Расслабьтесь лучше.И продолжайте дальше разглагольствовать о высоких материях.
chank, вы у Тени в журе даете оценку Аксюше. Ну право слово, не очень уместно. При этом, говоря о присутствующем в этом журнале человеке, в третьем лице.
Тянет даже сказать, "а судьи кто !"(с).
Если Вас что-то возмутило, почему бы не зайти в открытый журнал и не сказать лично.
Ответить?Или сама ответ знаешь?
пыс..Спасибо Тене.Хороший,умный человек.Жму ей лапу!
А с каких пор возраст человека стал важным в общении?Человек либо хороший,умный,интересный,либо идиот или свинья.В зависимости от этого и происходит общение.И возраст тут совсем не при чём.Вы,вот,почти до 40 лет дожили,а ума как не было так и нет.И вы,между прочим,тоже ко мне,как к старшему человеку,обращаетесь в стиле "ты чо,обдолбалась?"..за собой-то ,почему-то не видим косяков.Покажите пример:начните общаться со старшими уважительно.И я даю слово-тоже начну к чанку так же.
кстати,про "обдолбался" вы сами придумали.Я такого не писала.
Какая дискуссия о музыке?Вы что..ещё и о музыке имеете мнение?!Ни хрена ж себе!Странно..музыка ж,вроде,не вызывает облучение.Вы о ней не можете говорить поэтому.
Кстати, если я еще не разучилась считать, у Аксюши и Чанка разница - лет 10-15, практически ни о чем.
Пойти что ли на Жужжупчика наехать и в случае чего сказать, чтобы не орала на старшую (это не личный наезд на Наталью, просто больше кажется не на кого)? Дык ведь не поймет, чего за шиза.
И не надо так близко к сердцу. Да, люди разные, могут и не сойтись во мнениях. Могут и немного поругаться. Ну и что, жизнь продолжается, а разговор вышел местами очень интересным.
А третьих лиц и их журналы давайте правда обсуждать где-нибудь в другом месте, мне вполне хватает того, что в последние ди общественность усердно моет мои собственные кости, чтобы еще и за чужими следить, у меня и так уже скоро комп задымится от интенсивности переписки.
Аха!Тень,у меня уже дымится!
полностью согласна.
Просто разговоры о музыке - это развлечение, отвлечение, некая психотерапия, может быть. А серьезное надо обдумывать, а не кидать первую попавшуюся мысль. И если я на такие вопросы быстро не отвечаю - это еще не значит, что я о них не думаю. И вообще, мы, упыри, в самую силу физического и интеллектуального расцвета входим часа втри ночи, когда по кухне никто не шароебится.